Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?
По материалам заведующего наркологическим отделением
УЗ «Витебский областной клинический центр
психиатрии и наркологии» И.Н. Щелкуновой
Уже много десятилетий табачные компании применяют изощренные и циничные методы вовлечения молодежи в употребление табачной и никотиновой продукции и тратят на это значительные ресурсы. Из внутренней документации таких компаний можно узнать о том, что они вербуют новое поколение любителей табака при помощи целого ряда всестороннее изученных и тщательно выверенных приемов, от дизайна продукции до маркетинговых кампаний, призванных обеспечить приток новых, молодых потребителей на смену миллионам людей, ежегодно умирающих от связанных с табаком болезней.
Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?
- Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодежи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия
- Стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
- Продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений
- Стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами
- Маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путем размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда также относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин)
- Поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции
- Скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях
- Размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним
- Подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).
Но какие бы манипуляции не использовали производители, статистика печальна. По данным Всемирной организации здравоохранения в 20-м веке табак стал причиной 100 миллионов смертей. Табак убивает до половины употребляющих его людей. Ежегодно табак приводит к почти 6 миллионам случаев смерти, около 600000 из которых – среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма (пассивные курильщики).
90% случаев практически неизлечимого рака легкого и 80% рака гортани - результаты курения. Из 100 случаев туберкулеза 95 приходится на курильщиков. Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Ежегодно в мире отмечается до 10 млн. случаев бронхиальной астмы, непосредственно связанных с пассивным курением. Таким образом, табакокурение из частного дела превратилось в серьезную угрозу здоровью на национальном уровне.
Статистические данные опросов населения показывают, что около 70% постоянно курящих людей хотели бы бросить курить. Однако самостоятельно отказаться от курения для многих очень трудно, что определяется никотиновой зависимостью и другими патофизиологическими механизмами воздействия табака. Поэтому роль врача в помощи желающим бросить курить приобретает жизненно важное значение. Медицинские работники должны быть ключевым звеном в противодействии табакокурению.