Russian Belarusian English

Приёмное отделение
+375 2153 62203

Регистратура поликлиники
+375 2153 62856, 62857

Детская регистратура поликлиники
+375 2153 64825

Приемная главного врача/факс
+375 2153 64819

E-mail: braslcrb@braslav-region.by

Russian Belarusian English

Проблема, важность которой недооценивается (профилактика суицидов)

Факторы и ситуации риска самоубийства

  1. Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве
  • психические отклонения у родителей, особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
  • злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  • насилие в семье (включая психическое насилие над ребенком);
  • недостаток внимания и заботы о детях в семье;
  • конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
  • частые ссоры между родителями, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
  • развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;
  • частые переезды со сменой места жительства;
  • чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей в отношении детей;
  • излишняя авторитарность родителей;
  • отсутствие у родителей времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды.
  1. Особенности личности
  • нестабильность настроения;
  • агрессивное поведение, злобность;
  • склонность к демонстративному поведению;
  • высокая степень импульсивности;
  • раздражительность;
  • ригидность мышления и стиля преодоления трудностей;
  • недостаточная способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
  • неспособность реальной оценки действительности;
  • тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
  • идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
  • легко возникающее чувство разочарования;
  • тревога и подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность;
  • чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за проявлениями надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения в отношении школьных друзей или взрослых, включая родителей;
  • проблемы половой идентичности или сексуальной ориентации;
  • сложные, неоднозначные отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками.
  1. Психические расстройства

Чаще всего встречаются депрессия, тревожные расстройства, злоупотребление алкоголем и наркотиками, нарушения пищевого поведения.

Школьники, страдающие депрессией, нередко жалуются на соматические симптомы: жалобы на головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди. Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков.

Негативные события жизни, провоцирующие суицидальное поведение

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются),
  • неприятности в семье;
  • разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
  • смерть любимого или другого значимого человека;
  • разрыв отношений с любимым человеком;
  • межличностные конфликты или потери;
  • проблемы с дисциплиной и законом;
  • давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
  • высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
  • безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • серьезная физическая болезнь;

Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, поговорите с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде «в лоб». Постарайтесь понять, что его волнует.

Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Это не значит, что на ребенке поставят клеймо психической неполноценности.

Большинство самоубийц – психически здоровые люд и, личности творчески одаренные, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.)
  • Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они - дети.
  • Самооценка у подростков зависит от развития физических, социальных и трудовых навыков. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток должен приобрести независимость от семьи, школы, окружающих сверстников, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать независимою позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.

Самоубийство не является громом среди ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. А именно своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой.

Врач-психиатр Лесковская Е.И.

Мы на карте

«горячая линия» УЗ «Браславская ЦРБ» +375 2153 64819
«горячая линия» ГУЗО Витебского облисполкома +375 212 224538
«горячая линия» Министерства здравоохранения РБ +375 17 2227080
экстренная психологическая помощь, круглосуточно +375 212 616060

Есть вопросы? Спрашивайте!


Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных для подготовки ответа на обращение и получения статистических данных (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).