Домашнее насилие. Рекомендации родителям, как воспитывать детей не применяя насилия
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его. Однако все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.
Многие считают, что подобный способ воспитания используется только в социально неблагополучных семьях. Однако это не так. Насилие нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо. Просто неблагополучным семьям специалисты уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще.
Насилие в семье по отношению к детям может проявляться в различных формах: физическое, психологическое (эмоциональное), сексуальное, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.
Причины насилия по отношению к ребенку в семье: стремление изменить поведение ребенка; желание получить психологическую разрядку, подавляя слабых членов семьи; жестокость как самоцель, когда человеку нравится причинять боль другим.
Необходимо помнить, что любой вид насилия на всю жизнь оставляет в душе ребенка шрамы, негативно влияя на его физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие, а также затрудняя его социализацию.
Чтобы избежать жестокого обращения с детьми, родителям следует научиться эффективным способам общения с ними.
Необходимо, прежде всего, научиться безусловно принимать своего ребенка, т. е. любить не за то, что он красивый, умный, талантливый, а просто за то, что он есть. Когда мы говорим ребенку: «Принесешь хорошую оценку – буду тебя любить», это означает, что мы будем его любить, только если он что-то сделает (будет хорошо учиться, вымоет полы). Мы считаем, что, если похвалишь ребенка, он будет хорошим, накажешь – перестанет совершать дурные поступки или плохо себя вести. Но, к сожалению, это не всегда срабатывает, а нередко бывает и наоборот: чем больше ребенка ругают и наказывают, тем он хуже становится.
Тон, которым родитель говорит о своем требовании, должен быть не повелительным, а дружеским, разъяснительным. Не стоит отвечать на вопрос ребенка: «Потому, что я так сказал», «Нет, и все!». Надо объяснить, почему вы что-либо запрещаете.
Пытаться сделать из своего ребенка самого-самого – неблагодарное занятие. Всегда найдутся те, кто сильнее, быстрее, умнее, красивее и т.п. Поэтому важно хвалить ребенка за то, что он знает и умеет, и никогда не ругать за то, что умеют другие!
Чаще делайте что-то вместе. Тогда у ребенка появляется чувство значимости, чувство общности. Вместе можно ходить в магазины, заниматься подготовкой подарка, рисовать картины, печь пирог или читать книгу.
Поддерживайте ребенка в трудных ситуациях, избегайте критики. Когда ребенок, например, получил на уроке низкую оценку, родителям следует спокойно выяснить, почему это произошло: «Давай разберемся, что же у тебя не получается, и подумаем, что тут можно сделать…», «Какая часть была трудной для тебя?». Сгоряча родители могут сказать: «Ты неумеха, сколько тебя ни учи – все бесполезно». Однако, подвергаясь критике, ребенок может вообще перестать делать то, что у него плохо получается, а заодно приобретет неуверенность в своих силах. Что бы ни случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю и хочу тебе помочь. Давай разберемся вместе!»
Нужно стараться больше слушать и меньше говорить, выражать заинтересованность: «Я понимаю», «Это интересно», «В этот момент ты чувствовал…» При этом следует искренне вникать в смысл слов ребенка, задавать вопросы, уточнять непонятное.
Ребенок должен быть уверен в вашей любви и приятии. Существует 3 способа открыть ребенку свою любовь!
Слово. Называйте ребенка ласковыми именами. Говорите ему: «я люблю тебя», «ты мне очень дорог». Почаще отмечайте его хорошие качества: «ты очень добрый», «ты такой заботливый».
Прикосновение. Достаточно взять ребенка за руку, дотронуться до плеча, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал расстраиваться.
Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите. Он должен чувствовать, что ваше недовольство вызвано его поступком, ситуацией, а не им самим.
Если в семье кто-то из родителей проявлял насилие, то ребенок с большой долей вероятности усвоит такую же модель поведения, т.е. в будущей супружеской жизни этих детей значительно возрастает риск повторения подобной схемы отношений, а также передачи такой модели детям. Возникает замкнутый круг: насилие порождает насилие.
Не забывайте о самом главном – будущее вашего ребенка, его психическое здоровье зависит только от вас. Слушайте его, играйте в его игры, пытайтесь понять его детские проблемы и серьезно к ним относитесь. И помните, что самое ценное для ребенка – не конфеты, игрушки или мультики, а время, проведенное с мамой и папой.
Психолог Браславская ЦРБ Жанна Шакель
Использованы материалы из открытых источников Интернета