Russian Belarusian English

Приёмное отделение
+375 2153 62203

Регистратура поликлиники
+375 2153 62856, 62857

Детская регистратура поликлиники
+375 2153 64825

Приемная главного врача/факс
+375 2153 64819

E-mail: braslcrb@braslav-region.by

Russian Belarusian English

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 населения.

По статистике, глубокая форма аутизма встречается только у 1 ребенка   из 1000.

Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием патологии - недостаточности центральной нервной системы.

Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномалией развития организма ребёнка, врожденными нарушениями в обменных процессах организма, органическим поражением центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом.

ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У МЛАДЕНЦЕВ

Полностью картина заболевания формируется у ребёнка к 2,5-3 годам,  но ранние симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка.

У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев: такой ребенок слабо реагирует  на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.

Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.

Признаки аутизма у малыша.

Есть признаки, по которым можно распознать склонность к аутизму уже  у шестимесячного младенца.

  • излишняя пассивность: не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром.
  • чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится.
  • отказ от материнского молока.
  • отсутствие реакции на голоса и на появление родителей.
  • попытка уклониться от прикосновения родителей.
  • нежелание устанавливать контакт глаз с предметами или с родителями, то есть незаметно, чтобы ребенок смотрел в глаза или что-то разглядывал.
  • возможно отставание в развитии.
  • это может быть ускоренный рост окружности головы, черепа.

В более взрослом возрасте можно выделить также следующие симптомы раннего детского аутизма:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к повторяющимся действиям, словам;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоциональных реакций на близких, даже на мать (вплоть  до полного безразличия);
  • нарушения развития речи (ребёнок не говорит, или говорит очень много, но общается с «невидимым собеседником»);
  • повышенная тревожность, страхи;
  • плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы (в раннем возрасте у таких детей могут подозревать слепоту или глухоту);
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверх привязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.

Любой из этих признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время, мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребенка и ставить диагноз должны специально подготовленные врачи. Задача родителей - быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА

Работа по развитию речи.

  • много разговаривайте с ребёнком, объясняя происходящее вокруг, говорите новые слова, не требуя немедленного их повторения;
  • постоянно вовлекайте ребёнка в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривайте их в процессе исполнения, затем оценивайте прошедший день;
  • постепенно переходите к составлению планов на более длительные сроки;
  • давайте возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.

Работа с агрессией

  • при агрессии не следует ребёнка ругать, надо отстранить и занять чем-то другим. Если пресечь агрессивные действия не удаётся, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребёнку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.
  • игры, занятия с ребёнком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, растений, ухаживая за ними, ребёнок подходит к осознанию «живого», сопереживающего живому, ответственности за него.
  • необходимо знакомить ребёнка с аутизмом с жизнью других детей.

Целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам  в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма.

Все эти мероприятия помогают вашему ребёнку лучше ориентироваться   в окружающем мире, преодолеть его изоляцию.

Мы на карте

«горячая линия» УЗ «Браславская ЦРБ» +375 2153 64819
«горячая линия» ГУЗО Витебского облисполкома +375 212 224538
«горячая линия» Министерства здравоохранения РБ +375 17 2227080
экстренная психологическая помощь, круглосуточно +375 212 616060

Есть вопросы? Спрашивайте!


Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных для подготовки ответа на обращение и получения статистических данных (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»).