2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме
Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 населения.
По статистике, глубокая форма аутизма встречается только у 1 ребенка из 1000.
Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием патологии - недостаточности центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномалией развития организма ребёнка, врожденными нарушениями в обменных процессах организма, органическим поражением центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом.
ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У МЛАДЕНЦЕВ
Полностью картина заболевания формируется у ребёнка к 2,5-3 годам, но ранние симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка.
У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев: такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.
Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.
Признаки аутизма у малыша.
Есть признаки, по которым можно распознать склонность к аутизму уже у шестимесячного младенца.
- излишняя пассивность: не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром.
- чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится.
- отказ от материнского молока.
- отсутствие реакции на голоса и на появление родителей.
- попытка уклониться от прикосновения родителей.
- нежелание устанавливать контакт глаз с предметами или с родителями, то есть незаметно, чтобы ребенок смотрел в глаза или что-то разглядывал.
- возможно отставание в развитии.
- это может быть ускоренный рост окружности головы, черепа.
В более взрослом возрасте можно выделить также следующие симптомы раннего детского аутизма:
- одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- сопротивление любым переменам обстановки;
- склонность к повторяющимся действиям, словам;
- однообразие интересов и пристрастий;
- слабость эмоциональных реакций на близких, даже на мать (вплоть до полного безразличия);
- нарушения развития речи (ребёнок не говорит, или говорит очень много, но общается с «невидимым собеседником»);
- повышенная тревожность, страхи;
- плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы (в раннем возрасте у таких детей могут подозревать слепоту или глухоту);
- наличие ритуалов;
- наличие сверх привязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.
Любой из этих признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время, мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребенка и ставить диагноз должны специально подготовленные врачи. Задача родителей - быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА
Работа по развитию речи.
- много разговаривайте с ребёнком, объясняя происходящее вокруг, говорите новые слова, не требуя немедленного их повторения;
- постоянно вовлекайте ребёнка в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривайте их в процессе исполнения, затем оценивайте прошедший день;
- постепенно переходите к составлению планов на более длительные сроки;
- давайте возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.
Работа с агрессией
- при агрессии не следует ребёнка ругать, надо отстранить и занять чем-то другим. Если пресечь агрессивные действия не удаётся, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребёнку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.
- игры, занятия с ребёнком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, растений, ухаживая за ними, ребёнок подходит к осознанию «живого», сопереживающего живому, ответственности за него.
- необходимо знакомить ребёнка с аутизмом с жизнью других детей.
Целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма.
Все эти мероприятия помогают вашему ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире, преодолеть его изоляцию.