О вопросах социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР
Для детей с ОПФР основной задачей является социальная адаптация. Социально-психологическая адаптация детей с ОПФР совершается в процессе активной деятельности и зависит от организации жизни в целом, системы воспитания и обучения, а также от ряда причин, среди которых нарушение познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана.
Цель социально-психологической адаптации – сформировать у детей с ОПФР представления об окружающем мире, умение адекватно относиться к социальным явлениям жизни, навыки поведения, соответствующие общепринятым нормам, и развить познавательную активность, психические свойства, процессы, способность к приспособлению к изменяющимся условиям.
Задачи социально-психологической адаптации детей с ОПФР:
1) сформировать у ребенка способность осознавать собственную индивидуальность, самостоятельность как в процессе самообслуживания, так и во взаимоотношениях с другими;
2) активизировать познавательную активность, психические свойства, состояния и эмоционально-волевые процессы с целью познания окружающего мира;
3) развить умения и навыки установления адекватных межличностных отношений, разумного регулирования поведения в соответствии с системой общественных норм, ценностей и установок;
4) выработать умение осознавать и предвидеть результаты своей деятельности, своих действий и поступков в различных социальных условиях;
5) подготовить ребенка к выполнению социальных ролей и соблюдению связанных с ними норм поведения для приобретения общественного опыта.
Организация работы по социально-психологической адаптации детей с ОПФР включает в себя:
1) всестороннее знание индивидуальных особенностей ребенка с ОПФР;
2) активное участие ребенка с ОПФР в деятельности (игровой, учебной, трудовой);
3) максимальное использование наглядного материала для эффективного усвоения общепринятых правил, норм, образцов поведения, обеспечивающих процесс социального взаимодействия;
4) закрепление полученных знаний, умений и навыков в быту;
5) совместную работу специалистов и членов семьи ребенка.
Проблема интеграции детей с ОПФР в силу своего комплексного характера является общим предметным полем различных наук, располагаясь на пересечении дефектологии, медицины, общей, специальной и социальной психологии, социологии образования, социальной педагогики, социологии семьи.
Социализация ребенка с ОПФР в условиях учреждения здравоохранения и образования включает систему профессиональной деятельности специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Социальная интеграция детей с ОПФР означает создание единого социального пространства, сближение общего и специального образования, обучение в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.
Цель социальной интеграции ребенка с ОПФР: получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Задачи социальной интеграции ребенка с ОПФР включают:
1) расширение научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов;
2) организацию подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзии;
3) создание ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса.